• Решаем вместе
    Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Развитие soft skills с помощью творчества

Soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) — это социальные умения, которые являются универсальными и необходимы не только при обучении или в работе, но и в повседневной жизни. К ним относят умение работать в команде и планировать собственное время, обучаемость, активность, лидерство, общительность, стрессоустойчивость.

Сформированность soft skills рассматривается в современном обществе как способ достижения успеха в жизни.

В отличие от профессиональных навыков «гибкие» навыки трудно поддаются количественному измерению и их невозможно сформировать лишь путем многократного повторения. Soft skills надо практиковать, развивать и совершенствовать постоянно.

Развитию soft skills очень способствует развитие творческих способностей. Даже если в будущем подросток не станет профессионально заниматься каким-либо видом творчества, развитие этих способностей необходимо для формирования гибкости мышления, креативности, умения творчески подходить к решению любой проблемы и впоследствии пригодиться в любом деле.

Что дает ребенку занятие творчеством:

  • Развивает творческий потенциал, учит нестандартным подходам и избавляет от скуки.
  • Помогает получить новые навыки (хотя это и не основная цель).
  • Расширяет круг общения.
  • Способствует повышению самооценки. Дает возможность самореализоваться и найти свое место в жизни.
  • Делает жизнь более наполненной и интересной, помогает направить энергию в нужное русло.
  • Помогает восстановить ресурсы и предотвращает эмоциональное выгорание.

Для личностей, в которых сильно развито творческое начало, характерны следующие черты:

  • высокая самооценка;
  • открытость новым идеям;
  • устойчивость к неопределенности;
  • независимость;
  • настойчивость;
  • умение чувствовать проблему;
  • гибкость;
  • отсутствие оценочных критериев (хорошие или плохие) по отношению к жизненным ситуациям.

Самоопределение в процессе творчества оказывает значимое воздействие на самостоятельный выбор подростка, формирование позитивного отношения к системе общественных ценностей, к себе, к окружающим. Стремление проявить свое «Я» окружающим сопровождается самовыражением, целеустремленностью, сопоставлением себя с окружающим его миром. Следовательно, в большей степени у него наблюдается адекватная самооценка, рефлексия, что позволяет подрастающему ребенку лучше ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях и привести к осознанному пониманию своего предназначения в реальной действительности.

В подростковом возрасте для многих встает вопрос самоидентификации. Не обнаружив легкого ответа на вопрос «Кто я?», подростки часто скатываются к фрустрации, что в результате приводит к апатии. А что такое апатия? Это когда ничего не хочется делать. И заниматься творчеством в том числе. Сможет ли пассивный подросток выбрать и начать следовать по своему пути? Скорее всего, за него это сделают другие. Родители, например.

Поэтому я учу детей использовать творчество в своей жизни для того, чтобы лучше понять себя и найти свое призвание, чтобы иметь возможность мыслить спонтанно и свободно. Уроки рисования, например, высвобождают уникальный почерк и стиль, учат эскизировать и развивать идеи, учат смотреть внимательней на окружающий мир. Уроки рукоделия учат по-новому мыслить — смело, широко и открыто. А это необходимо в жизни каждого человека.

Я глубоко убеждена, что творчество доступно каждому, и развитие креативного мышления приносит в нашу жизнь спонтанность, воодушевление, радость, свободу и умение смотреть на окружающий наш мир с разных точек зрения. Всем ли детям нужно творчество? Считаю, что творчество необходимо каждому. И не только детям. И даже если увлечения не лежат в плоскости творческих предметов.

Одних заводит спорт, других — решение математических задач или исследование внутреннего мира лягушек. Творчество — это не только вопрос деятельности, а скорее состояние ума. Это способность выражать свои чувства, осмысливать и воплощать переживаемое в какой-либо форме.

Умение создавать что-то уникальное и стремление выразить себя — вот цель творчества. Так как каждый из нас и есть уникальность, наша основная жизненная задача — это выразить в этом мире свою уникальную природу.

Мой главный совет родителям — перестать смотреть на своих детей с точки зрения своих амбиций и их успеха. Важно вместе с ребенком искать увлеченность в различных видах деятельности.

Увлеченность делом дает чувство наполненности и удовлетворения. А это прямой путь к счастливой жизни. Вот несколько советов​, которые помогут родителям способствовать развитию творческих способностей у детей. ​

Как помочь ребенку найти занятие по душе

Когда родители говорят подростку, что ему нужно найти хобби и перестать страдать ерундой, ему бывает сложно понять, чем заняться. В выборе увлечения ребенку нужна помощь родителей. Что можно предложить?

Посещайте различные мероприятия. Музеи, библиотеки, творческие студии проводят массу платных и бесплатных мероприятий, на которых можно попробовать то или иное занятие. Если не уверены, что ребенку это понравится, ищите бесплатные мероприятия. Они есть даже в маленьких городах и обычно приурочены к Дню города, Ночи музеев, Библионочи, Ночи искусств и другим общероссийским праздникам. Подпишетесь на сообщества ваших библиотек и музеев в социальных сетях, чтобы не пропустить такие мероприятия.

Помогите определить стоимость хобби. Подросток может мечтать о сноуборде и горных лыжах, но такое увлечение не всем по карману. Прежде чем решить, чем заниматься, оцените вместе, во сколько это выльется. Если намерение подростка серьезное, предложите ему найти подработку, которая могла бы покрыть часть стоимости его будущего занятия. Этим вы «убиваете двух зайцев» — учите ребенка ответственности и помогаете понять, что ничего не дается просто так.

Помогайте определять склонности. Многообразие вариантов буквально ставит подростка в ступор. Что выбрать, рисование комиксов или изучение восточной культуры, ролики или театральный кружок? Помогите ему. Вместе выясните, какие качества и навыки нужны для того или иного хобби, а затем оцените, есть ли они у ребенка и готов ли он их развивать. Это поможет отсеять множество вариантов.

Не говорите «нет» сразу. Даже если выбранное ребенком хобби кажется вам совершенно сумасшедшим, не стоит сразу и категорично говорить «нет». Вернитесь к предыдущему пункту и вместе проанализируйте ваши возможности, глубину намерений ребенка и его готовность справляться с трудностями. Если нет никаких сложностей ни с желаниями, ни с возможностями, дайте возможность попробовать. В конце концов это ведь его хобби, а не ваше.

Выбирайте хобби, прямо не связанное с учебой. Репетитор для подготовки к экзаменам, изучение языка программирования, чтение книг по школьной программе — это не хобби, а такая же работа как посещение школы и выполнение домашнего задания. Хобби должно приносить удовольствие, давать возможность отдохнуть и набраться сил. То же самое со спортом: если ребенок занимается им для достижения спортивных результатов, это не хобби.

И еще несколько советов родителям:

Подумайте о том, что является для вашего ребенка источником вдохновения. Вдохновение – это стимул для креатива, и его можно найти в природе, в музыке, в людях, в воспоминаниях и даже ​в жизненных ситуациях. Обращение к источнику вдохновения – ​один из ​способов​ запустить творческое мышление.

Творческие способности отлично развиваются, образно говоря, на старом чердаке. Очень важно ставить перед ребенком задачи создать из различных предметов, ингредиентов что-то новое. Не учите, как собрать велосипед, но создавайте ситуации и ставьте задачи, в которых ребенок этот велосипед сможет и захочет собрать.

Почти все творческие люди черпают вдохновение у великих творцов, а великие в свою очередь вдохновляются творчеством гениев. Окружайте по возможности себя и своего ребенка великим искусством, качественной музыкой и главное — замечательными людьми. Все это поможет ​им ​создать собственный стиль и установить некий уровень, создавая свою музыку, видео, разрабатывая дизайн или занимаясь искусством. ​

Хорошая порция похвалы и поддержки часто необходима для развития творческой личности. Если вы наблюдаете, что вашему ребенку не хватает смелости и уверенности в себе, чтобы создавать что-то самому, поддерживайте любое проявление нестандартного мышления и искренне верьте в ​его (ее) ​творческую реализацию.

В подростковом возрасте происходит психологическое взросление: меняется внутренний мир ребенка, набор его желаний и потребностей, навыков и предпочтений вне семьи. Дети пытаются завести новых друзей, сменить интересы и взгляды на жизнь. В этом возрасте

их увлечения часто меняются, нередко склоняясь к опасным занятиям.

Стоит отметить, что подростки, занимающиеся творческой деятельностью или имеющие другое хобби, менее склонны к рискованному поведению, чем ребята без увлечений.

Кроме того, общие хобби помогут сблизиться родителям и подросткам, найти новые способы взаимодействия и сохранить теплые отношения.

Хобби существует для того, чтобы получить удовольствие, занять свободное время и поднять себе настроение. Повезет тому подростку, чье хобби перерастет в профессиональную деятельность и начнет приносить доходы.

Педагог дополнительного образования Березина Ирина Михайловна

Комментарии запрещены.