Что значит «быть подростком?»

По мнению некоторых исследователей, подростковый возраст начинается примерно в 11, а завершается к 21 году. Пубертат, пожалуй, наиболее ответственный и сложный из возрастов, учитывая задачи, которые приходится решать человеку в этот период. Можно условно выделить 5 характеристик переходного возраста:
— Новые способности. В этом возрасте стремительно формируются самосознание и рефлексия (способность понимать собственный душевный мир). Мышление становится более сложным, гибким, растет креативность.
— Новое тело. В подростковом возрасте тело человека стремительно меняется, превращаясь из детского во взрослое.
— Новые отношения. Появление новых объектов любви, отличных от родителей (чаще всего — это сверстники другого пола).
— Сепарация (отдаление). Новые потребности и желания подростков не могут более удовлетворяться в семье. Поэтому естественным образом происходит сепарация подростков от родителей и их обращение к новым объектам и ситуациям внешнего мира (поиск любовных отношений, профессиональное самоопределение, хобби и т.д.).
— Идентичность – способность переживать себя отдельной, целостной личностью, принадлежащей к определенной половой, социальной, профессиональной или семейной общности.
Проблемы подростков, связанные с этими изменениями Стремительные психические и физические изменения всегда сопряжены с внутренними конфликтами, которые всегда выражаются внешним образом. Подростки в очень разной степени готовы ко всем этим изменениям — трансформации тела, появлению влечения, отделению от родителей. В разной степени могут они ответить на вызов со стороны общества к их способностям, самостоятельности. Они недостаточно чувствуют свои ограничения, у них не хватает опыта для оценки разных ситуаций, но они уже не готовы быть во всем зависимыми от родителей.
Родители и психологическая помощь Родители подвергаются серьезному испытанию в этот период. Конфликты детей соответствуют конфликтному отношению родителей к разным аспектам взросления. Родители нередко сопротивляются сепарации, неоправданно инфантилизируя ребенка. Им непросто бывает увидеть во вчерашнем ребенке девушку или юношу. Взрослые иногда оказываются неподготовленными к агрессии и провокациям со стороны детей, отвечая в ответ только собственной агрессией и раздражением.
Обращение к подростковому психологу Подростка 14-15 лет уже нельзя авторитарно привести к психологу. Отказов от контакта с психологом, преждевременных обрывов психотерапии у подростков на порядок больше, чем у детей младшего возраста. Очень часто подростков беспокоят следующие мысли в преддверии психологической консультации:
-«Если меня ведут к подростковому психологу, значит, я ненормальный, «псих».
-«Что подумают друзья, если узнают, что меня водили к психологу?»
-«Родители хотят что-то узнать обо мне с помощью подросткового психолога, его задача — выпытать у меня побольше.»
Итак, в глазах подростка, подростковый психолог иногда представляется опасной, ненадежной, «вторгающейся» фигурой. Поэтому перед первой консультацией родителям можно дать следующие рекомендации:
-Обязательно обсудите с подростком ситуацию обращения к психологу прямо и искренне.
-Постарайтесь избегать обвинений, например: «Мы идем к психологу, потому что ты плохо учишься. »
-Расскажите подростку о правиле конфиденциальности (неразглашении информации третьему лицу), существующем в психологическом консультировании, если, конечно, вы не собираетесь на семейную консультацию.

Психолог отделения помощи семье и детям СРЦ «Согласие» Игнатенко Л.Х.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *