Проблемы межличностного общения между ребенком и родителем встречаются практически в каждой семье. Особенно ярко они начинают выражаться при достижении ребенком подросткового возраста, когда происходит гормональная «трансформация» физиологических и психических процессов в развитии ребенка. Этот период считается очень сложным для детей, так как он является переломным.
Каждый этап взросления вашего чада сопровождается определенными особенностями и сложностями. Впервые годы жизни ребенок учиться ходить, самостоятельно есть, познает окружающий мир, а затем осваивает учебный материал. И вот, наконец, ваш ребенок становиться подростком, со своими потребностями и эмоциональным настроем. Если ранее вы стремились предупредить каждый шаг своего ребенка, то теперь «пубертат-максималист» стремится выйти из под вашего контроля, и учиться идти своей дорогой. Да, у него не всегда все получается гладко и соответственно с вашими желаниями и требованиями. Но постарайтесь понять, что методом проб и ошибок ребенок приобретает жизненный опыт, а ваша основная родительская задача — в нужный момент оказаться рядом и предложить своей кровинке опору и крепкое плечо.
Почему родителям сложно находить общий язык с подростками?
Ребенок, подвергаясь грандиозной гормональной перестройке организма, испытывает сложности психологического характера, что несет за собой нарушения поведенческой сферы. Он начинает совершать, неприемлемые поступки, которые иной раз выходят за рамки дозволенного, а иногда ребенок становиться совершенно неуправляемым. Вот так изменения физиологических аспектов могут повлиять на психологические перевоплощения и повлечь за собой массу непонимания и противоречий между членами семьи. Что бы в семье не закрепилась напряженная, конфликтная атмосфера, важно найти общий язык с подростком, ведь переходный возраст рано или поздно закончится, а вот стиль взаимоотношений останется.
Родители и подростки«Умные отношения»
1. Для начала, осознайте, что ваш ребенок взрослеет и становится личностью, хотя пока не до конца зрелой и сформировавшейся.
Не оказывайте давления на него, требуя беспрекословного послушания и повиновения, старайтесь обходиться без длительных лекций и нравоучений, не навязывайте ему своего мнения в решении тех или иных проблем. Здесь важнее донести до ребенка, что, принимая самостоятельные решения, он берет ответственность за их последствия, так как быть взрослым – это не только снятие многих ограничений и вседозволенность. Дайте своему ребенку возможность разобраться со своими проблемами без вашего вмешательства. А в случае необходимости протяните «руку помощи».
При общении старайтесь выслушивать и не перебивать, чаще советуйтесь с ним, делая акцент на то, что его мнение особо значимо для вас.
2. Старайтесь не сравнивать подростка с другими его товарищами, так как его самооценка в пубертатный период становится значительно уязвимее и не стоит ее снижать своими руками. Сравнивая его с более послушными или успешными, добрыми или внимательными, вы провоцируете вспышку агрессии, которая со временем укореняется во взаимоотношениях и проявется подростковым «бунтарством».
Ваш ребенок индивидуален, своими особенностями и характеристиками и вы не вправе требовать от него аналогичного поведения своих сверстников или же родственников.
3. Очень важно научиться контролировать свои эмоции. При общении с сыном или дочерью старайтесь не использовать крик, ругательство и упреки. Общение на повышенных тоннах всегда бессмысленно и не оказывает должного влияния на ребенка, а только раздражает его подростковую психику, разрушает взаимопонимание и доверие между родителем и дитем.
Как только вам захочется высказать свое мнение относительно проступка своего чада, постарайтесь сдержать первый эмоциональный порыв (например, вы можете сделать несколько вдохов и выдохов и посчитать до 10). Благодаря этому эмоции улягутся, и вы сможете спокойно обсудить сложившейся инцидент. Если вы хотите быть услышанным, общайтесь с собственным ребенком так, как хотели бы, чтобы он общался с вами. Не забывайте, что агрессия порождает агрессию в ответ.
Донося свои возмущения, старайтесь делать акцент на переживаемые вами в этот момент чувства (например, вы обеспокоены, настороженны, расстроены, разочарованны). Так же при общении старайтесь не возвышаться над ребенком, лучше займите место сбоку на небольшом расстоянии.
5. Проявляйте максимум интереса к делам и увлечениям своего ребенка. Старайтесь принимать его любимые занятия, даже если они вам не по душе. Проявляя интерес, например, к его компьютерным играм, своеобразной музыке и определенному виду спорта, выражайте больше искренности, радуйтесь с ним его успехами и сопереживайте неудачам.
Вникайте в различные нюансы прожитого им дня. Поощряйте достижения. Со временем для вашего ребенка станет привычкой, делится своими переживаниями и впечатлениями, он будет с радостью принимать Вашу поддержку.
6. Очень ценным является общение в процессе совместного занятия. Поэтому старайтесь разговаривать, например, убирая вместе квартиру или же ремонтируя автомобиль. Совместное дело сближает, особенно в неформальной обстановке, и это поспособствует наладить контакт с вашим ребенком, построить доверительные отношения. В свою очередь, полученная информация может помочь, ненавязчиво контролировать его личную жизнь.
7. Не забывайте, что ребенок это ваше отражение. Если родитель позволяет себе курить, пить и нецензурно выражаться, то почему этого не могут делать ваши дети. Если вы в семье не проявляете должного уважения друг к другу, не делитесь переживаниями, не всегда говорите честно и открыто, то не ждите этого и от своего ребенка. Для него свойственно чаще всего неосознанное копирование модели поведения своего родителя. Проанализируйте свои поступки и займитесь собственным воспитанием, чтобы ребенку было с кого брать правильный пример.
Подростковый период рано или поздно заканчивается, буря эмоций успокаивается. Главное — создавать доброжелательную, благоприятную атмосферу в семье, прививать ребенку с детства нравственные ценности, проявлять мудрость и терпение, и тогда Вашу семью обойдут все беды и ненастья!
Психолог Комарова Н.С.