• Решаем вместе
    Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Что значит «быть подростком?»

Формирование волевых качеств личности у подростков.


    

Современное общество ставит перед собой задачу – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Общество готово все лучшее отдать детям. Готов ли ребенок стать субъектом этого воспитания? Сможет ли он стать членом общества, жить в коллективе и считаться с его мнением, быть трудолюбивым и бережно относиться к труду других людей, воспитывать уважение к себе и к другим. Эти и другие проблемы встают перед ребенком в переходном возрасте.

Можно условно выделить 5 характеристик переходного возраста:
— Новые способности. В этом возрасте стремительно формируются самосознание и рефлексия (способность понимать собственный душевный мир). Мышление становится более сложным, гибким, растет креативность.

— Новое тело. В подростковом возрасте тело человека стремительно меняется, превращаясь из детского во взрослое.  
— Новые отношения. Появление новых объектов любви, отличных от родителей (чаще всего — это сверстники другого пола).

— Сепарация (отдаление). Новые потребности и желания подростков не могут более удовлетворяться в семье. Поэтому естественным образом происходит сепарация подростков от родителей и их обращение к новым объектам и ситуациям внешнего мира (поиск любовных отношений, профессиональное самоопределение, хобби и т.д.).
— Идентичность – способность переживать себя отдельной, целостной личностью, принадлежащей к определенной половой, социальной, профессиональной или семейной общности.

Большинство проблем  подростков  связанно  с этими изменениями. Стремительные психические и физические изменения всегда сопряжены с внутренними конфликтами, которые всегда выражаются внешним образом. Подростки в очень разной степени готовы ко всем этим изменениям — трансформации тела, появлению влечения, отделению от родителей. В разной степени могут они ответить на вызов со стороны общества к их способностям, самостоятельности. У подростков недостаточно развит самоконтроль, у них не хватает опыта для оценки разных ситуаций, но они уже не готовы быть во всем зависимыми от родителей.

Родители подвергаются серьезному испытанию в этот период. Конфликты детей соответствуют конфликтному отношению родителей к разным аспектам взросления детей. Родители нередко сопротивляются сепарации, неоправданно инфантилизируя ребенка. Им непросто бывает увидеть во вчерашнем ребенке девушку или юношу.

Но в чем же конфликт подросткового возраста? Выполняя различные виды деятельности, подросток не всегда осознает мотивы этих действий, а сами они не одинаково контролируются  его сознанием.   Чаще всего достижение цели связано с преодолением каких-то трудностей и препятствий. Такие действия называются подлинно волевыми. Они бывают как внешние (объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей и т.п.),  так и внутренние (субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда подростку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься чем-то другим). Подросток  преодолевает их благодаря волевым усилиям.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

Наконец, есть еще группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально – ценностными ориентациямиЭто – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту. Волевое действие во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, самообладание и выдержка.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость, или упорство. Настойчивость, или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимания на упреки или противодействия других людей.

Как помочь ребенку развивать волевые качества?

Многое в его развитии зависит от условий жизни и воспитания. Если ребенок излишне опекаем и родители стремятся предупредить любое желание своего чада, вряд ли из него вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Такой ребенок будет избалованным и доставит родителям массу проблем.

Несколько советов психолога.  

Не делайте за ребенка, и особенно за подростка, то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. И если он не справляется сам, ему необходимо помочь. Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.

Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.

Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.

Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха.

Если у Вас возникнут вопросы по проблемам правильного воспитания сына или дочери, можно  обратиться за помощью к психологу. Подростка 14-15 лет уже нельзя авторитарно привести к психологу. Очень часто их  беспокоят следующие мысли в преддверии психологической консультации:

-«Если меня ведут к подростковому психологу, значит, я ненормальный, «псих».
-«Что подумают друзья, если узнают, что меня водили к психологу?»
-«Родители хотят что-то узнать обо мне с помощью подросткового психолога, его задача — выпытать у меня побольше.»

 Итак, перед первой консультацией родителям можно дать следующие рекомендации:
— Обязательно обсудите с подростком ситуацию обращения к психологу прямо и искренне.
— Постарайтесь избегать обвинений, например: «Мы идем к психологу, потому что ты плохо учишься. «

Расскажите своему ребенку о правиле конфиденциальности (неразглашении информации третьему лицу), существующем в психологическом консультировании, если конечно, вы не собираетесь на семейную консультацию.

 
Педагог-психолог Игнатенко Л.Х.

Комментарии запрещены.