Полезная информация

Если ребенок ворует…

Проблема воровства  по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростка – уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение.

В младшем возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых, но и сверстников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Особенно тот, у которого не все благополучно дома. Если родители вечно заняты, им нет дела до проблем ребенка  и его интересов, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то ребенок еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь уж как повезет, какая компания попадется.

К типу воровства подростка можно отнести ситуации домашнего воровства, когда ребенок может украсть деньги или вещь, принадлежащую его родным. Такое воровство – своего рода сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких – то жизненно важных потребностей ребенка.

К сожалению, особенную тревогу у родителей вызывают те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок – повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу?

 Анализ работы с ворующими детьми подтверждает, что в их семьях наблюдается эмоциональная холодность между родителями. Такой ребенок либо чувствует, что его не любят, либо в раннем возрасте пережил развод родителей, и хотя отношения с отцом сохраняются, он наблюдает отчужденность, даже некоторую враждебность между родителями. Что отрицательно влияет на гармоничное развитие ребенка.

Родителям, которые столкнулись с воровством своих детей можно предложить:

  1. Не разбирать поступок ребенка в присутствии большого числа людей, поговорить с ним отдельно от потерпевшего.
  2. Установить запрет на воровство, еще раз  объяснить, что это плохо и не разрешается не только взрослым, но и детям.
  3. Принудить ребенка вернуть украденное. Показать неотвратимость наказания в виде возвращения украденного.
  4. Не читать при этом нравоучений.
  5. Не наказывать ребенка. Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступка воспринимаются как наказание.
  6. Оказать ребенку эмоциональную поддержку.  «Я тебя люблю, но мне неприятно то, что ты сделал».
  7. Очень важный момент – организация деятельности ребенка.

Главное, привлечь к сотрудничеству всех  неравнодушных взрослых окружающих ребенка. В этом случае могут сложиться благоприятные условия для более глубинной работы с ребенком по устранению тяги к воровству.

    Психолог Игнатенко Л.Х.


Ребенок как жертва развода

К сожалению, в наше время институт семьи теряет свою ценность. Принимая решение о разводе, родители часто думают о судьбе ребенка в последнюю очередь.  Родитель даже не и не предполагают, как их малыш или уже подросток воспринимает происходящее на его глазах крушение семьи.

 Как выглядит развод родителей в глазах их ребенка?

 Развод означает, что люди не смогли или не захотели прикладывать усилий, чтобы понять друг друга, найти общий язык. Хотя бывает, что развод ведёт к улучшению жизни родителей, но для ребенка развод родителей — это ТРАГЕДИЯ, даже если это единственный выход из сложившейся невыносимой ситуации в семье.

Еще ничего не понимает…

  Так часто думают родители малышей (дошкольников). По этой причине многие разводящиеся супруги ничего не говорят детям о предстоящем разводе. Действительно дети, не понимают в том смысле, в котором понимаем мы. Но это не значит, что малыш  ничего не замечает. Он просто не может сказать, но чувствует, поэтому его переживания выражаются в других вещах, которые, как считают родители,  «к делу» не относятся. Самое частое явление — возникновение аллергии, диатеза. Родители, не могут связать внезапные обострения серьезного заболевания со своими столь же внезапными приступами гнева, раздражения и ссор между собой.

 Известно, что некоторые дети – дошкольники обвиняют в разводе родителей себя. И разубедить их с помощью логических доводов не удается. Развод родителей может повлечь за собой серьезные деформации в личности ребенка, которые станут явными спустя годы, когда что – либо изменить уже нельзя. Но самые серьезные последствия для ребенка — его воспитание в неполной семье. При всех усилиях матери такая семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка: процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций. Уход из семьи отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери — модель комплементарности (взаимного соответствия на основе взаимодополнения), может неблагоприятно сказаться на детях в подростковом возрасте, в частности, это выражается в некоторых адаптационных затруднениях. А позднее — в проблемах в собственном браке, а также в психологическом и сексуальном развитии.

Как снизить негативные последствия развода для вашего ребенка?

Во – первых, решение о разводе сообщите ребенку вместе.

Во — вторых, объясните, почему вы решили развестись. Важно,  объяснять ребенку ясно и понятно, соответственно его возрасту и интеллекту.

В — третьих, не ругайтесь в присутствии ребенка. Не вмешивайте ребенка в свои отношения. Не обвиняйте и не говорите гадостей о другом родителе.

Помните, что одна половина вашего ребенка мамина. А вторая половина папина. Ребенок любит и принимает обоих родителей одинаково. Он не оценивает их, он любит их такими, какие они есть. И если один из родителей отвергает другого, тем самым он отвергает половину своего ребенка.

Психолог отделения помощи семье и детям ГКУСО МО «Клинский СРЦ «Согласие» Морозова Ю.Ю.

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

«В чем вопрос?», — спросите вы. Как можно не любить детей? Можно! Огромное количество детей страдают, не находя любви у своих родителей. Невыразимое одиночество, душевное страдание, внутренняя несостоятельность, а в целом, ранимая личность – вот портрет ребенка, родители которого пренебрегают любовью к нему.  В следствии огромная пропасть между ребенком и его родителями приведет, в конце концов, к замкнутости, отсутствию доверия и превратится в настоящий «снежный ком» к подростковому периоду.

Как правило, особая роль в воспитании детей, безусловно, принадлежит матери. Ее материнской инстинкт подсказывает, в какой именно момент нужно давать ребенку новый объем информации и какой она должна быть по содержанию и методу преподавания. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет)

Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. Функция отца в воспитании детей очень важна в помощи жене, в разделении груза ответственности за результат воспитания. Считается, что за гениальность ребенка отвечает отец, а вот за воспитание человечности, доброты – мама

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же, как и здоровая самоуверенность, вытекающая из теплых чувств в собственной семье, облегчает социальную адаптацию в детстве и способствует последующему взрослению. Когда родители тепло относятся к детям, то дети, как правило, ощущают себя счастливыми, чувствуют защиту родителей и лучше себя ведут.

С точки зрения ребенка мать и отец выступают: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, распорядитель благ, поощрений и наказаний; как пример для подражания, воплощение лучших человеческих качеств; как друг и советчик, которому можно доверить многое.

Существует несколько способов выражения любви: через глаза, тактильные прикосновение, проявление внимания и организация дисциплины. Каждый из способов играет важную роль в проявлении любви, поэтому ни один из них нельзя игнорировать

Я призываю всех родителей любить своих детей и сто раз подумать, прежде чем заводить детей. Дети — это то, что останется после нас! Хотите, чтобы Вас знали и помнили как хороших, добрых, умных людей — отнеситесь со всей своей любовью к детям и эта любовь вернется к Вам в десятикратном размере! Любите своих детей!

Психолог Морозова Ю.Ю.

Безопасный Новый год

  И стар, и млад любят Новый год. Аромат елки и мандаринов, яркие гирлянды, весело перемигивающиеся разноцветными огоньками, огромные залежи долгожданных подарков – каждый ждет праздник и предвкушает чудо.

Но что делать, если по дому бегает маленький ребенок? Ведь тщательное подготовленное праздничное оформление может оказаться под явной угрозой уничтожения, а сама кроха может пострадать от некоторых атрибутов Нового года. И перед родителями встает вопрос: отказаться ли от традиционной елки и других украшений или же проявить немного смекалки, чтобы Новый год оказался безопасным для малыша, а от его празднования остались исключительно положительные воспоминания.

                                                            Красавица-елка.

    Лесная красавица недаром притягивает внимание малыша: блестящие игрушки, мишура – все это не только красиво, но и представляет определенную опасность для несмышленыша, особенно если ему меньше трех лет. Велика вероятность того, что любопытная кроха непременно захочет забраться на дерево, чтобы достать яркий шар или звездочку на самой верхушке, разобьет игрушки в стеклянную крошку или же попытается попробовать на вкус новогодний дождик. Вот почему некоторые родители просто-напросто предпочитают не ставить елку, чтобы ненужные проблемы не возникли в этот домашний праздник.

    Однако можно избежать столь радикальных шагов, если придерживаться некоторых правил. Елку (еловые ветки) можно поставить на стол или тумбу, однако если малыш уже научился взбираться на стул, этот способ не подойдет. Можно подумать над закреплением зеленой красавицы с помощью крепкой тесьмы или веревки, например, к батарее.

Для украшения лучше брать не стеклянные, а пластиковые или даже мягкие елочные игрушки, благо что таких изделий сейчас очень много в магазинах и на елочных базарах. А еще можно привлечь ребенка к изготовлению игрушек для лесной красавицы. Выбор материалов впечатляет: ткань, пластичная масса или специальное тесто для лепки. Такие украшения не только не причинят малышу никакого вреда, но и поспособствуют развитию творческих способностей, фантазии, мелкой моторики у крохи. А когда он сам повесит свои же творения на елку, радости и гордости у ребенка не будет предела.

                                                Электрическая гирлянда.

Разноцветные мигающие огоньки очень нравятся детям. Маленький исследователь с большой долей вероятности захочет узнать, как работает это чудо техники. А уж тут много вариантов для пытливого детского ума и быстрых пальчиков: можно разорвать или перекусить тонкий провод, выкрутить лампочку, затолкать пальчик в пустующий патрон, прикоснуться к оголенным проводам… Представьте, что будет, если в это время гирлянда будет подключена к электросети.

Во избежание подобных проблем, электрогирлянды следует закреплять так высоко, чтобы ребенок не смог до них добраться даже со стулом. Например, можно украсить потолок. А еще лучше отказаться от электрических гирлянд, а сделать безопасное украшение из цветной бумаги или фольги.

                             Ох уж эти петарды, фейерверки, хлопушки…

После каждого Нового года сотрудники МЧС и врачи оглашают неутешительную статистику пострадавших от запуска пиротехники и петард детей. Конечно, пропустить подобное великолепие ребенку будет обидно, так что если вы все-таки решили взять его с собой, то следует особо аккуратно работать с пиротехническими средствами. Правила просты: необходим присмотр взрослого, безопасное расстояние от места запуска фейерверка, нельзя давать ребенку в руки ничего взрывоопасного. И, конечно, взрослые должны быть трезвы!

Самый же действенный способ уберечь малыша от возможных последствий запуска пиротехнических изделий – вообще воздержаться от такого времяпрепровождения.

                                                     Горы сладостей.

           Кто сказал, что любовь к малышу должна выражаться в «конфетном» эквиваленте? Однако к Новому году детская комната очень часто превращается в кондитерскую лавку: подарки из детского сада или школы, вкусности от родственников и друзей, обязательный сладкий сюрприз от бабушек-дедушек.

Горы фантиков могут привести не только к аллергическому дерматиту, проблемам с зубами, но и к болезням поджелудочной железы, кишечника. А еще эти красители, ароматизаторы, идентичные натуральным, и консерванты, позволяющие продуктам сохраняться годами (!) – стоит ли позволять малышам неограниченные дозы сладкого?

Как же тогда провести Новый год, чтобы не было мучительно больно? Но ведь этот самый лучший праздник в году не обязательно должен ассоциироваться у малыша с гирляндами, хлопушками и тоннами конфет. Возможно, семейная прогулка на лыжах, зимние игры на улице, слепленный совместно снеговик гораздо лучше запомнится вашему ребенку. Ведь самый лучший подарок для любого ребенка – это ваша любовь и искреннее внимание к нему.

                                            С наступающим  Новым годом!

                                                                                    Психолог Комарова Н.С.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ.

В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУСО МО «Клинский СРЦ «Согласие» занятия с учителем-дефектологом проводятся в индивидуальном режиме или в подгруппе.

Дети с органическими поражениями центральной нервной системы с трудом идут на контакт, гиперактивны, импульсивны. Основная задача специалиста – создать ребенку такие условия, при которых он чувствует себя защищенным, психологически комфортным. На занятиях формируются навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях.

Коррекционно-педагогическая деятельность направлена на формирование основных линий развития:

— социальной – вербальные и невербальные формы общения; совместные действия при усвоении общественного опыта, действие по образцу и словесной инструкции,

— физической – формирование основных движений, развитие ручной и мелкой моторики,

— познавательной – расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, предметно-игровая деятельность, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, познавательной, регулирующей и сопровождающей. Задача специалиста – научить ребенка при взаимодействии смотреть на лицо педагога.

На первых этапах детей учат понимать обращенную к ним речь, показывать действия и знакомые предметы по словесной инструкции: «Покажи где мишка?», «Топни ножкой», «Спой песенку-аааа» и т.д.

Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения потешки, стихотворения «Мишка косолапый», «Я люблю свою лошадку». Важно научить ребенка подражать действиям губ взрослого, смотреть на артикуляционный аппарат, делать разные упражнения для губ, языка. Нужно побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Важно добиться произнесения отдельных слов отраженно, в определенных ситуациях «Хочу, упал, вода, папа, стой, лови» и т.д. 

На следующем этапе можно начинать формирование двухсоставных и трехсоставных фраз «Катя дай», «На кукла кашу». В дальнейшем речь развивается в процессе драматизации сказок, дидактических игр, бесед. На занятиях по развитию речи важно, чтобы речь педагога была минимальна, конкретизирована, доступна и эмоциональна. Ребенок ориентируется на то, как говорит педагог, а не что. Главное на занятиях по развитию речи – это сформировать у детей потребностей к речевым высказываниям.

Учитель-дефектолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУСО МО «Клинский СРЦ «Согласие» Е.А.Николаева

ХОЧУ ПОБЫСТРЕЕ, ИЛИ КАК СОКРАТИТЬ СРОКИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ ДЕТЕЙ

Любой педагог, работающий с детьми, у которых нарушена речь, сталкивается с этапом автоматизации поставленного звука. Подготовительный этап и этап постановки завершен, ребенок наконец-то научился произносить новый звук, но радость от этого часто омрачается тем, что ввести его в самостоятельную речь оказывается непросто.

В чем же дело? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе вернемся к самому началу, то есть к диагностике. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в пропусках, заменах, искажениях звука. В первом случае этап автоматизации проходит легче и непродолжителен. Второй и, особенно, третий вариант требуют при автоматизации от педагогов больше усилий и времени, это связано с необходимостью не только сформировать новый речевой стереотип, но и преодолеть привычный неправильный.

Привычка искажать звук бывает особенно устойчива, взрослые люди, занимающиеся с логопедом, получив чистый звук, часто отказываются от использования его в речи, так как правильное звукопроизношение требует от них больших усилий, а искажение удобнее и привычнее. Вышесказанное еще раз подтверждает необходимость раннего выявления речевых нарушений и их коррекции.

Сама автоматизация подразумевает последовательное закрепление: сначала  изолированного звука, потом — звука в слогах, словах, предложениях, текстах и, наконец, собственной речи. Автоматизация изолированного звука, звука в слогах обычно проходит в кабинете логопеда. Введение правильного звука в слова, предложения, тексты и собственную речь подразумевает согласованную работу всех специалистов, занимающихся с ребенком. Организовать такую работу в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в ТЖС, проще, чем в семье: все педагоги имеют специальное образование и взаимодействуют между собой. Однако необходимо знать, что вводить звук в речь, не означает одергивать ребенка во время его эмоциональных монологов. В таких ситуациях нужно слушать не перебивая, чтобы не омрачать ребенку радость общения. Исправление в такие моменты может вызвать нежелание разговаривать, запинки в речи и даже заикание. Внимательно выслушать ребенка требует, наконец, и этикет ведения беседы.

Как же в таком случае добиться правильной речи? Введение нового звука требует специально созданной, несколько искусственной обстановки. Можно намеренно, несколько замедляя свою речь, попросить назвать ребенка определенные картинки в книге, поинтересоваться успехами в школе, предложить рассказать о том, как прошел день, о любимых играх, игрушках, важно, чтобы беседа была инициирована взрослым, и был задан размеренный, слегка замедленный темп речи. В таких условиях на первых порах взрослый должен стараться дать образец правильного произношения. Для этого педагогу необходимо произнести слово со звуком, вызывающим затруднения у ребенка прежде, чем его скажет малыш. Делается это для того, чтобы не допустить дальнейшего закрепления неправильного произношения и разрушить привычный искаженный речевой стереотип.

В начале этапа автоматизации новый звук, разговаривая с ребенком необходимо акцентировать для лучшего запоминания на слух, да и сам малыш утрирует его, пугаться не стоит, такое произношение — норма на данном этапе.

Мотивация имеет превостепенное значение для успешной автоматизации звука. Все окружение должно отмечать успехи ребенка, необходимо хвалить, поощрять, замечать малейшие положительные сдвиги, поддерживать и укреплять стремление малыша научиться говорить правильно.

Следуя этим простым советам можно добиться сокращения сроков овладения произношением нового звука, скорейшего исправления недостатков речи. Говорите правильно!

Логопед Тимохина Ирина Юрьевна

«Подросток и родитель: как найти общий язык?»

Проблемы межличностного общения между ребенком и родителем встречаются практически в каждой семье. Особенно ярко они начинают выражаться при достижении ребенком подросткового возраста, когда происходит гормональная «трансформация» физиологических и психических процессов в развитии ребенка.  Этот  период считается очень сложным для детей, так как он является переломным.

Каждый этап взросления вашего чада сопровождается определенными особенностями и сложностями. Впервые годы жизни ребенок учиться ходить, самостоятельно есть, познает окружающий мир, а затем осваивает учебный материал.  И вот, наконец, ваш ребенок становиться подростком, со своими потребностями  и эмоциональным настроем. Если ранее вы стремились предупредить каждый шаг своего ребенка,  то теперь «пубертат-максималист» стремится выйти из под вашего контроля, и учиться идти своей дорогой. Да, у него не всегда все получается гладко и соответственно с вашими желаниями и требованиями. Но постарайтесь понять, что методом проб и ошибок ребенок приобретает жизненный опыт, а ваша основная родительская задача — в нужный момент оказаться рядом и предложить своей кровинке опору и крепкое плечо.  

          Почему родителям сложно находить общий язык с подростками?

Ребенок, подвергаясь грандиозной гормональной перестройке организма, испытывает сложности психологического характера, что несет за собой нарушения поведенческой сферы. Он начинает совершать, неприемлемые поступки, которые иной раз выходят за рамки дозволенного, а иногда ребенок становиться совершенно неуправляемым. Вот так изменения физиологических аспектов могут повлиять на психологические перевоплощения и повлечь за собой массу непонимания и противоречий между членами семьи. Что  бы в семье не закрепилась напряженная, конфликтная атмосфера, важно найти общий язык с подростком, ведь переходный возраст рано или поздно закончится, а вот стиль взаимоотношений останется.

                             Родители и подростки«Умные отношения»

1.  Для  начала, осознайте, что ваш ребенок взрослеет и становится личностью, хотя пока не до конца зрелой и сформировавшейся.

Не оказывайте давления на него, требуя беспрекословного послушания и повиновения, старайтесь обходиться без длительных лекций и нравоучений, не навязывайте ему своего мнения в решении тех или иных проблем. Здесь важнее донести до ребенка, что, принимая самостоятельные решения, он берет ответственность    за их последствия, так как быть взрослым – это не только снятие многих ограничений и вседозволенность. Дайте своему ребенку возможность разобраться со своими проблемами без вашего вмешательства. А в случае необходимости  протяните «руку помощи».

При общении старайтесь выслушивать и не перебивать, чаще  советуйтесь  с   ним,  делая акцент на то, что его мнение особо значимо для вас.

2.   Старайтесь не сравнивать подростка с другими его товарищами, так как его самооценка в пубертатный период становится значительно уязвимее и не стоит ее снижать своими руками. Сравнивая его с более послушными или успешными, добрыми или внимательными, вы провоцируете вспышку агрессии, которая со временем укореняется во взаимоотношениях и проявется подростковым «бунтарством».

Ваш ребенок индивидуален, своими особенностями и характеристиками и вы не вправе требовать от него аналогичного поведения своих сверстников или же родственников.

3.   Очень  важно научиться контролировать свои эмоции. При общении с сыном или дочерью старайтесь не использовать крик, ругательство и упреки. Общение на повышенных тоннах всегда бессмысленно и не оказывает должного влияния на ребенка, а только раздражает его подростковую психику, разрушает взаимопонимание и доверие между родителем и дитем.

Как только вам захочется высказать свое мнение относительно проступка своего чада, постарайтесь сдержать первый эмоциональный порыв (например, вы можете сделать несколько вдохов и выдохов и посчитать до 10). Благодаря этому  эмоции улягутся, и вы сможете спокойно обсудить сложившейся инцидент. Если вы хотите быть услышанным, общайтесь с собственным ребенком так, как хотели бы, чтобы он общался с вами. Не забывайте, что агрессия порождает агрессию в ответ.

Донося свои возмущения, старайтесь делать акцент на переживаемые вами в этот момент чувства (например, вы обеспокоены, настороженны, расстроены, разочарованны). Так же при общении старайтесь не возвышаться над ребенком, лучше займите место сбоку на небольшом расстоянии.

5.  Проявляйте максимум интереса к делам и увлечениям своего ребенка. Старайтесь принимать его любимые занятия, даже если они вам не по душе. Проявляя интерес, например, к его компьютерным играм, своеобразной музыке и определенному виду спорта, выражайте больше искренности, радуйтесь с ним его успехами и сопереживайте неудачам.

Вникайте в различные нюансы прожитого им дня. Поощряйте достижения. Со временем для вашего ребенка станет привычкой, делится своими переживаниями и впечатлениями,  он будет с радостью принимать Вашу поддержку.

6.  Очень ценным является общение в процессе совместного занятия. Поэтому старайтесь разговаривать, например, убирая вместе квартиру или же ремонтируя автомобиль. Совместное  дело сближает, особенно в неформальной обстановке, и это поспособствует  наладить контакт с вашим ребенком, построить доверительные отношения. В свою очередь, полученная информация может помочь,  ненавязчиво контролировать его личную жизнь.

7.  Не забывайте, что ребенок это ваше отражение. Если родитель позволяет себе курить, пить и нецензурно выражаться, то почему этого не могут  делать ваши дети. Если вы в семье не проявляете должного уважения друг к другу, не делитесь переживаниями, не всегда говорите честно и открыто, то не ждите этого и от своего ребенка. Для него свойственно чаще всего неосознанное копирование модели поведения своего родителя. Проанализируйте свои поступки и займитесь собственным воспитанием, чтобы ребенку было с кого брать правильный пример.

       Подростковый период рано или поздно заканчивается, буря эмоций успокаивается. Главное — создавать доброжелательную, благоприятную атмосферу в семье, прививать ребенку с детства нравственные ценности, проявлять мудрость и терпение,  и  тогда Вашу семью обойдут все беды и ненастья!

                                                                 Психолог Комарова Н.С.

Кризис шести-семи лет. Что это?

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

        В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду?., пойду?..»), подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?..»), принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.

        Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

       Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка стаскивает с куклы нарядное платье и наряжает ее в обрывки тюлевых занавесок, которые для нее символизируют бальный наряд, а для прочих лишь каприз и своеволие. Попытки изменить кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну суперконструкцию. Довести начатое дело до конца им удается далеко не всегда. Как результат — груда пластмассового и металлического лома. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей. Они упрекают своих отпрысков в отсутствии бережливости, неряшливости и расточительности. При этом дети выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания — поиграл и убери, посмотрел и поставь на место. В присутствии взрослых старшие дошкольники часто вообще отказываются заниматься с игрушками, а оставшись в одиночестве, сотворяют с ними бог знает что, резко оправдываясь тем, что это их вещи и делать они с ними могут все, что захотят.

        Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5—5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглаженно, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

       И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

        Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

        Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

         Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

         До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой «захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри”. Его поведение понятно и легко «читается” окружающими.

         Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал”.

         Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

Психолог Комарова Н.С.

Советы для родителей от логопеда Е.А. Резлер

Все вы знаете ,что выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Помощь родителей обязательна и очень важна, так как именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые в коррекционно-образовательной деятельности навыки.

Как работать с детьми дома по заданию логопеда:

  1. Проводить выполнение заданий в спокойной доброжелательной обстановке,учитывая настроение и желание ребенка.
  2. Домашние задания выполнять не в один приём. А разделить на части (по 10-15 минут работы).
  3. Проводить выполнение заданий лучше в игровой форме, обыгрывая их.
  4. Выполнение задания лучше проводить в одно и тоже время, это дисциплинирует ребёнка, вырабатывает чувство ответственности.
  5. Отмечайте каждый успех ребёнка, хвалите его, это повышает мотивацию к продолжению выполнения задания.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом по 5-7 минут (2-3 упражнения).

Задание по автоматизации звуков выполняется ежедневно по 5-7 минут 2-3 раза в день.

Задания по закреплению лексических тем, грамматического строя речи ( упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными ; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных , обобщающих и уточняющих слов) необходимо по 10-15 минут 2-3 раза в неделю.

Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространенных предложений с предлогами и и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме ; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

Не выполняйте задание за ребёнка, а вот наводящие вопросы бывают ребёнку необходимы.

Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму : обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезание и вклеивание картинок, рисунки , аппликации, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов ребенок должен выполнять сам , но под обязательным контролем родителей.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет иметь успех в коррекции речи ребёнка — это и всесторонняя подготовка его к обучению в школе, выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений ; воспитание грамотной развитой личности.

Комментарии запрещены.